У Оливера Сакса вычитал. Он ссылается на китайского невролога Дейжу Ванга, который говорил о Шостаковиче, что
...'секретом' композитора был подвижный осколок снаряда, оставшийся у него в мозгу, в височном роге левого бокового желудочка. Шостакович отвергал все предложения его удалить:
С того момента, как в его мозг попал осколок, Шостакович, по его
собственным словам, наклоняя голову, каждый раз слышал музыку. Сознание его наполнялось мелодиями, все время разными, которые он использовал в своих сочинениях.
Рентгеновские снимки, согласно данным доктора Ванга, показали, что, когда Шостакович менял положение головы, осколок перемещался внутри черепа и надавливал на 'музыкальную' височную долю, порождая бесконечный поток мелодий, служивших пищей музыкальному гению композитора.
Р. А. Хенсон, издатель сборника 'Музыка и мозг' (1977), хотя и выразил серьезные сомнения по поводу этой гипотезы, категорически отрицать ее не стал. 'Не берусь утверждать, что это невозможно', - заметил он.
Мне кажется, часть людей не поверят этому утверждению исходя из собственных представлений о природе творчества. Осколок - это слишком механически, в этом мало личностного.
Но ведь вся личность построена из физических и химических процессов, осколок, это просто частный случай. Просто, физика и химия в других ситуациях менее бросается в глаза. И физическое воплощение личного вовсе не делает это личное менее личностным. Не так ли?