В школе нам рассказывали, как возникало феодальное государство.
Версии было две.
По первой случилось все из разделения труда. Девять крестьян освобождали от сельхоз работ десятого, чтобы он в освободившееся время защищал их от воинственных соседей.
По второй - жадный феодал объявлял себя хозяином земли, и как бы сдавал ее в аренду крестьянам, которые расплачивались барщиной и оброком.
Чем дальше я живу, тем больше убеждаюсь, что механизм был другим. Основу его составляли рэкет и крышевание. Эти явления так легко возникают в любой среде, предоставленной самой себе, что сложно усомниться в их фундаментальности.
Все это хорошо нам знакомо. Живет себе деревня, выращивает рис (кукурузу), вдруг на них налетает банда разбойников (мексиканцев) и все отбирает. Крестьяне договариваются с семью самураями (ковбоями) чтобы те защитили их от захватчиков. В реальности, а не в кино - за долю урожая. Защита нужна постоянно, поскольку разбойники появляются опять и опять. Выплаты крыше и защита от рэкета переходят на постоянную основу. Возникают феодальные отношения.
Чаще всего разбойники и ковбои - одни и те же люди. Крестьяне платят им посильный налог, разбойники за это их не трогают и, даже, защищают от других разбойников - эта защита - обычная конкуренция двух банд за зоны влияния.
Чем больше зона влияния тем сильнее банда. Со временем одна из банд подминает под себя все окрестные, и на большой территории становится главной. Так возникает государство. Прямо скажем, не лестное происхождение.
Подобным же образом возникают большая часть остальных институтов. Скажем, банки имеют в анамнезе разбойников с большой дороги. Сперва они грабят, потом крышуют (защищают) путников, перевозящих ценности, затем сами перевозят ценности и - самый безопасный вариант - перевозят расписки из одного коллектора ценностей в другой. Вот вам и банки.
Выводов из всего этого можно сделать много. Например, становится очевидным, что мафия - это государство в государстве, которая действует в областях, где обычное государство действовать не может, либо в силу декларируемой идеологии (например, государство не может открыто заниматься торговлей наркотиков), либо в силу собственной слабости. Но действует мафия по тем же принципам.
Ну и в целом, если сознавать глубинную структуру общества, многое начинает выглядеть иначе.
Версии было две.
По первой случилось все из разделения труда. Девять крестьян освобождали от сельхоз работ десятого, чтобы он в освободившееся время защищал их от воинственных соседей.
По второй - жадный феодал объявлял себя хозяином земли, и как бы сдавал ее в аренду крестьянам, которые расплачивались барщиной и оброком.
Чем дальше я живу, тем больше убеждаюсь, что механизм был другим. Основу его составляли рэкет и крышевание. Эти явления так легко возникают в любой среде, предоставленной самой себе, что сложно усомниться в их фундаментальности.
Все это хорошо нам знакомо. Живет себе деревня, выращивает рис (кукурузу), вдруг на них налетает банда разбойников (мексиканцев) и все отбирает. Крестьяне договариваются с семью самураями (ковбоями) чтобы те защитили их от захватчиков. В реальности, а не в кино - за долю урожая. Защита нужна постоянно, поскольку разбойники появляются опять и опять. Выплаты крыше и защита от рэкета переходят на постоянную основу. Возникают феодальные отношения.
Чаще всего разбойники и ковбои - одни и те же люди. Крестьяне платят им посильный налог, разбойники за это их не трогают и, даже, защищают от других разбойников - эта защита - обычная конкуренция двух банд за зоны влияния.
Чем больше зона влияния тем сильнее банда. Со временем одна из банд подминает под себя все окрестные, и на большой территории становится главной. Так возникает государство. Прямо скажем, не лестное происхождение.
Подобным же образом возникают большая часть остальных институтов. Скажем, банки имеют в анамнезе разбойников с большой дороги. Сперва они грабят, потом крышуют (защищают) путников, перевозящих ценности, затем сами перевозят ценности и - самый безопасный вариант - перевозят расписки из одного коллектора ценностей в другой. Вот вам и банки.
Выводов из всего этого можно сделать много. Например, становится очевидным, что мафия - это государство в государстве, которая действует в областях, где обычное государство действовать не может, либо в силу декларируемой идеологии (например, государство не может открыто заниматься торговлей наркотиков), либо в силу собственной слабости. Но действует мафия по тем же принципам.
Ну и в целом, если сознавать глубинную структуру общества, многое начинает выглядеть иначе.